Как проходит процесс децентрализации в Донецкой области?

В Донецкой области сформированы лишь 3 из 39 объединенных территориальных громад (ОТГ). В октябре прошлого года там уже прошли выборы. На декабрь 2016 года назначены выборы еще в трех громадах, что же мешает завершить процесс децентрализации остальным громадам?

Одна из причин, по которой тормозится процесс децентрализации – отсутствие необходимых изменений в законодательстве. Тем не менее, даже при наличии законодательной базы довести начатое до конца оказывается не просто. Во-первых, некоторые объединения будут неспособны самостоятельно существовать, а во-вторых, из-за того, что чиновники не хотят … терять власть.

Так, например, в Волновахском районе Владимирский поселковый совет активно пытается создать свою громаду, объединив Владимирский поселковый и Благодатный сельский советы. По мнению специалистов, создавать такую громаду нельзя, потому что будет объединение лишь ради объединения. В созданной ОТГ прежде всего отсутствует экономический ресурс и кадровый потенциал. Кроме того будет мало населения и отсутствует необходимая инфраструктура. Можно конечно пренебречь всем этим и произвести объединение, но в таком случае новая громада не сможет перейти на прямые межбюджетные отношения, а, значит, общество не получит ресурса.

Нередки случаи выпячивания амбиций у поселковых, сельских голов и некоторых руководителей районов. Так, руководитель Славянской райгосадминистрации Андрей Власов вносил предложения по созданию Былбасовской громады или Славянско- Краматорской. Из-за подобных необоснованных предложений в целом затягивается процесс децентрализации. В то время когда необходимо проходить все этапы и готовить документы для объединения время тратится на обсуждение подобных замыслов.

Порой затягивание процесса идет от нежелания руководителей на местах. Председатели сельских и поселковых советов привыкли к тому, что они являются должностными лицами, поэтому не хотят оставлять насиженное место. Примерами могут послужить Дружковская громада, где давно можно было бы закончить процесс, но добро не дает Кондратьевский сельсовет.

Отдельная история по децентрализации сложилась в Краматорске, который один из первых в области пошел по пути реформирования административного устройства. В июле 2015 года решением сессии горсовета была создана объединенная громада. На добровольное объединение с центром громады в Краматорске согласились все окружающие город поселки, которые входят в состав Беленьковского, Шабельковского, Красноторского и Ясногорского поссоветов, а также село Дмитриевка Славянского района. Перед тем как назначать выборы в объединенной громаде, предстояло решить вопрос с изменением административных границ: вывести Дмитриевку из Славянского района и добавить к Краматорской объединенной громаде. Такие изменения в компетенции Верховной рады, требовалось принятие соответствующего постановления. Этого постановления долго ждали, но до выборов в Краматорске так и не дошло.

Уже в октябре 2015 года в Краматорском суде было открыто админпроизводство по созданию объединенной громады. Иск подал один из активных жителей города с требованием к горсовету признать противоправным и недействительным решение горсовета. Пока в суде разбирались с законностью принятия решения об объединении громады, в Краматорске успели выбрать городского голову и депутатов городского совета. Традиционные выборы состоялись и в поселковых советах.

До апелляции дело так и не дошло и по факту Краматорской объединенной громады до сих пор не существует. Теперь необходимо заново начинать всю процедуру, на что потребуется три-четыре месяца.

Тем временем, бесконечным процесс децентрализации не будет. В законе прописано, что полномочия районных администраций заканчиваются в конце 2017 года, а значит, максимальное объединение громад должно произойти как раз к этому сроку. После объединение будет принудительное, как прописано в перспективном плане.

Из 39 общин, утвержденных перспективным планом, в 22 случаях нужны изменения административно-территориальных границ, но на сегодня Верховная Рада приняла лишь три постановления. К Бахмутскому району присоединили часть Никитовского района Горловки. Второе постановление - о выходе из подчинения Бахмуту городов Соледар и Часов Яр, что позволяет Соледарской громаде идти на выборы. Третьим из Славянского горсовета вывели Николаевку, что также позволяет уже в декабре проводить выборы в новой громаде.

По-прежнему остается много пробелов в законодательстве. Так, закон о децентрализации не требует внесения изменений в административный устройства. Но решение о проведении выборов принимает Центризбирком, который надо подсчитать количество выборов, учитывая пределы населенных пунктов. До тех пор, пока соответствующие изменения не будут внесены в Конституцию, Верховной Раде придется принимать постановления, которыми менять административное устройство.

28.10.2016 11:07